Замена ремня ГРМ

Сегодня мы меняем ремень ГРМ и сопутствующие детали на автомобиле Lexus RX300 с двигателем 1MZ-FE.




  • Уровень сложности: средний;
  • Сложные моменты: снять шкив коленвала, требуется спец. инструмент;
  • Применимо: Lexus RX300, Lexus ES300, Toyota Harrier, Toyota Highlander, Toyota Windom, Toyota Camry V6, Toyota Avalon, Toyota Sienna, Toyota Estima.
Для работы вам понадобятся следующие инструменты:
  • Набор головок (1/2, 3/4);
  • Трещотки, минимум две - 3/4 небольшая и 1/2 с длинной рукояткой;
  • Удлинители разные 3/4 и, желательно, карданчик 3/4;
  • Динамометрический ключ; 
  • Шестигранный ключ 10мм; 
  • Набор накидных ключей;
  • Пассатижи, утконосы, бокорезы; 
  • Плоская отвертка длинная;
  • Отвертка филипс; 
  • Маленький молоток; 
  • Экстрактор шпилек (шпильковерт);
 А также принадлежности и химия:
  • WD40;
  • Смазка на литиевой основе;
  • Резьбовой герметик (средний);
  • Нейлоновые стяжки-хомуты;
  • Саморезы для гипсокартона; 
  • Небольшое зеркальце (спросите у жены);
  • Фонарик; 
  • Атифриз, который сейчас залит в систему охлаждения;
Желательны следующие инструменты и принадлежности:
  • Ударный гайковерт;
  • Набор ударных головок;
  • Сварочный аппарат, если вы будете делать съемники сами;
  • Дрель;
  • УШМ; 
ролики и натяжитель

При замене ремня ГРМ в обязательно порядке меняются ролики. Их два - натяжной и обводной. На этом двигателе применяется автоматический натяжитель ремня, который тоже желательно поменять.
Замене также подлежит и помпа. Она по сути является дополнительным роликом и приводится обратной, не зубчатой стороной ремня. Если вы не хотите, чтобы в самый неподходящий момент помпу заклинило, то ее обязательно следует заменить - ее ресурс чуть больше чем у роликов. Помпу нужно покупать в комплекте с прокладкой.

Ну и, конечно, сам ремень ГРМ. Он поставляется вместе с наклейкой, на которой нужно указать дату и пробег на момент замены ремня.
Кроме этого вам нужно будет купить сальники - лобовой сальник коленвала (маслонасоса) и два сальника распредвалов.


Ремни навесных агрегатов - гудроусилителя руля и генератора/кондиционера меняются по усмотрению.

Итак, начнем.

Чтобы случайно не повредить поверхность крыла, рекомендую закрыть его подходящей по размеру тканью. Закрепить ее очень просто, для этого воспользуйтесь тремя достаточно сильными магнитиками.

защитите крыло от случайных повреждений

закрепите ткань магнитиками

  1. Отключите два разъема заземляющих проводов;
  2. Открутите крепление привода круиз-контроля и уберите его вправо, выкрутите крепление;
  3. Снимите рычаг подвески двигателя и верхний кронштейн;

Ослабьте стопорный болт механизма натяжения ремня генератора, ослабьте крепежный болт генератора, выкручивайте болт натяжителя ремня до тех пор, пока ремень генератора можно будет снять. Снимите ремень.
Установите автомобиль на домкрат и снимите правое переднее колесо, снимите защитную пластиковую панель (два болта), чтобы получить доступ к шкиву коленвала. По возможности выкрученные болты закручивайте на свои места, чтобы не потерять их.


Ослабьте болт натяжителя ремня насоса гидроусилителя и крепежный болт, отодвиньте насос вверх и снимите ремень.


Пришло время снять шкив коленвала. Сделать это достаточно сложно, т.к. болт затянут очень сильно с использованием резьбового герметика. Если есть ударный гайковерт, то можно попытаться выкрутить болт им, однако мне этого сделать не удалось, хотя максимальный момент моего гайковерта более 800 Нм.
Я не сторонник вариантов откручивания болта шкива стартером и стопорения маховика отверткой. Такие попытки могут закончиться  поломкой стартера и/или зубьев маховика, что может повлечь за собой необходимость снятия двигателя. 
По правилам необходимо использовать спец. инструмент от Toyota для удержания шкива коленвала от прокручивания, однако, его можно изготовить самостоятельно.

Для изготовления съемника вам понадобится отрезок трубы внешним диаметром 90 мм и длиной 50 мм, а также отрезок стальной полосы 30x5 мм длиной около 700 мм, два болта М8 x 60. 

приспособление для удержания шкива

Фиксируем приспособление за шкив болтами М8, упираем рычаг в землю и выкручиваем гайку шкива.
приспособление на шкиве
После выкручивания гайки шкива необходимо снять сам шкив. Сделать руками скорее всего это не удастся. Ни в коем случае не стучите по шкиву молотком и не пытайтесь снять его монтажкой - материал шкива очень хрупкий.
По возможности не используйте дву и трехлапые съемники, которые зацепляются за края шкива. Если вы заметили, то шкив состоит из двух частей - внутренняя основа и внешняя часть корона-ручей, эти части отделены демпфером из полимерного материала, поэтому, применяя съемник есть вероятность снять со шкива ручей или отколоть его края. Лучший вариант - это доработать наше приспособление для удержания шкива, чтобы оно стало съемником.
Для доработки вам опять же понадобится стальная полоса 30x5мм длиной 90 мм. Гайка и болт М10 x 70мм. Гайка приваривается к полосе.

Болт шкива необходимо снова вкрутить на свое место, но не полностью, он будет выполнять роль упора. Закрепив съемник на шкиве надо понемногу вкручивать болт М10 в съемник, который, упираясь, сдвинет шкив.

съемник шкива
Не обращайте внимания на доваренный элемент - приспособление пришлось усилить, так как болт был затянут невероятно сильно.

шкив снят

Выкрутите 4 болта и снимите нижнюю крышку ремня ГРМ и направляющую шайбу ремня с вала. Не потеряйте шпонки коленвала.


Снимите кабельный короб с кронштейнов, выкрутите 5 болтов и снимите верхнюю крышку ремня ГРМ. Снимите кронштейн генератора.


 Выкрутите два болта и гайку, удерживающие кронштейн двигателя. 

кроншейн упирается в кузов
Просто так вытащить кронштейн невозможно, он одет на шпильки, вкрученные в блок и при попытке сдвинуть его он упирается в кузов. Для решения этой проблемы достаточно поддомкратить двигатель на пару сантиметров. Обязательно используйте широкий деревянный брус и резиновый коврик, чтобы не повредить поддон двигателя.

кронштейн снят
Поворачивая коленвал по часовой стрелке, установите первый цилиндр в верхнюю мертвую точку. Для этого совместите метку на звездочке коленвала с меткой на корпусе маслонасоса.


Проверьте, что метки на звездочках распредвалов стоят напротив меток на внутренней крышке. Если это не так, поверните коленчатый вал еще на один оборот (фотография меток распредвалов будет приведена ниже с новым ремнем).

Если вы будете ставить старый ремень, то поставьте на ремне три метки напротив меток распредвалов и метки на звездочке коленвала и пометьте направление вращения ремня.

Выкрутите два болта и снимите натяжитель ремня.
Снимите ремень ГРМ.
Снимите обводной ролик.
Используя шестигранный ключ, снимите натяжной ролик. Не потеряйте шайбу.
Снимите звездочку коленвала. Она должна сняться усилиями рук. Не потеряйте шпонки коленвала. Не повредите датчик положения коленвала.

Если будете ставить старые ролики, то проверьте их. Заеданий при вращении быть не должно, если толкнуть ролик и он будет свободно вращаться пару оборотов, то в подшипнике нет смазки. Покачайте ролик на оси - сильных люфтов быть не должно.

Если будете устанавливать старый натяжитель ремня, то проверьте его. Для этого усилиями рук попытайтесь задвинуть шток натяжителя, упираясь штоком в горизонтальную поверхность (чтобы шток был сверху) и надавливая на корпус натяжителя. Шток не должен двигаться.

Снимите пыльник с нятяжителя и замерьте вылет штока. От корпуса натяжителя до торца штока он должен быть от 10 до 10.8 мм.

Затем натяжитель нужно "взвести", утопив шток. Для этого нужно достаточно большое усилие - минимум 100 кг. Это можно сделать в тисках, но натяжитель при взведении обязательно должен находится в положении "штоком вверх". Медленно задвиньте шток до совпадения отверстий в штоке и корпусе и зафиксируйте его, вставив подходящий шестигранный ключ в отверстие.

Снимите звездочки распредвалов. Для удержания звездочек от прокручивание необходим специальный инструмент, однако это можно сделать с помощью старого ремня ГРМ и подходящей по размеру деревянной доски. Для этого ремень саморезами прикручивается к доске, а доска с торца обрезается дугой под радиус звездочки.

удерживание звездочки распредвала ремнем
Дерево мягкий материал, поэтому повреждение поверхности звездочек исключено.
Выкрутите 6 болтов и снимите внутреннюю металлическую крышку ремня ГРМ.  


Слейте антифриз из системы.
Вытащить помпу, как кронштейн с установленными шпильками у меня не получилось. Чтобы вытащить помпу нужно выкрутить верхнюю шпильку. Для этого потребуется экстрактор шпилек. Выкрутите болты крепления помпы и одну гайку и снимите помпу. Осторожнее, может потечь антифриз (остатки). Не забудьте удалить старую прокладку помпы.

помпа снята
экстрактор шпилек
Протрите посадочное место помпы на блоке. Установите новую прокладку и закрепите новую помпу. Выкрученную шпильку верните на место.

новая помпа
Теперь надо заменить сальники. Запомните, на какой глубине находился старый сальник. Вытащить старый сальник проще всего с помощью каленых саморезов для гипсокартона. Осторожно вбейте саморез в центр сальника (между валом и корпусом) и вкрутите его на пару оборотов. Вытащите сальник пассатижами. Обычно достаточно одного самореза.

как вытащить сальник
Протрите посадочное место сальника и вал. Смажьте губки и внешний край нового сальника смазкой на литиевой основе. Сальник запрессовывается на место усилием пальцев.

Установите обратно внутреннюю металлическую крышку (6 болтов, момент 8.5 Нм).
Установите обратно звездочку коленвала.
Установите обводной ролик (момент 45 Нм).
Установите натяжной ролик (на резьбу нанесите резьбовой герметик и затяните с моментом 34 Нм).
Проверьте, что ролики свободно вращаются и кронштейн натяжного ролика перемещается без заеданий.
Установите звездочки распредвалов (момент 125 Нм). Обратите внимание, что дальняя звездочка распредвала устанавливается бортиком-направляющей наружу, а ближняя звездочка - внутрь.
звездочка распредвала на месте
обводной ролик на месте
натяжной ролик на месте
Внимание! На фотографии выше, натяжитель стоит просто для фотографии, не ставьте его до установке ремня, новый нерастянутый ремень невозможно одеть с установленным натяжителем ремня.

Проверьте, что распредвалы и коленвал стоят по меткам. Начинайте одевать новый ремень. На новом ремне нанесены 4 метки (2 метки распредвалов, метка коленвала и метка расположения помпы).  Строго соблюдайте порядок установки ремня, иначе его очень сложно будет одеть.

  1. Метка "FR" (front) со стрелкой должна смотреть в сторону "от двигателя";
  2. Совместите пунктирную метку с меткой на звездочке коленвала;
  3. Заведите ремень за шкив помпы;
  4. Обведите ремень вокруг ближнего шкива распредвала, совместив метку на ремне с меткой на звездочке и зафиксируйте ремень на звездочке с помощью нейлоновой стяжки-хомута;
  5. Обведите ремень вокруг обводного ролика;
  6. Обведите ремень вокруг дальнего шкива распредвала, совместив метку на ремне с меткой на звездочке и зафиксируйте ремень на звездочке с помощью нейлоновой стяжки-хомута; 
  7. Наденьте ремень на натяжной ролик (новый ремень будет заходить туго).
  8. Установите натяжитель ремня (27 Нм), но не вынимайте чеку-стопор.
Проверьте совпадение меток. Особенно тщательно на дальнем распредвале. Для этого вам понадобится зеркальце и фонарик.

метка на звездочке коленвала
метка на звездочке ближнего распредвала
метка на звездочке дальнего распредвала в зеркальце
указатель "front"
Если все совпадает, то настало время освободить натяжитель ремня - вытащите чеку. Подождите некоторое время, еще раз проверьте метки. Затем поверните коленчатый вал по часовой стрелке на два полных оборота и снова проверьте метки. Если все в порядке, можно все собирать. В обратной последовательности.

  1. Установите кронштейн двигателя (надо снова поддомкратить двигатель), закрепите кронштейн (два болта и гайка, момент 28 Нм);
  2. Установите верхнюю крышку ГРМ (5 болтов, 8.5 Нм);
  3. Установите шайбу-направляющую ремня (вогнутой стороной наружу, . совместите со шпонкой коленвала);
  4. Установите нижнюю крышку ремня ГРМ (4 болта, 8.5 Нм);
  5. Установите шкив коленвала (напрессовывается при затягивании болта, момент 215 Нм). Рекомендую сразу при этом одеть ремень гидроусилителя;
  6. Установите кронштейн генератора (28 Нм. Не затягивайте пока болт крепления генератора).
  7. Натяните ремень гидроусилителя и затяните натяжной болт;
  8. Установите кронштейн и рычаг подвески двигателя;
  9. Натяните ремень генератора и затяните крепежные болты;
  10. Установите на место привод круиз-контроля;
  11. Установите на место пластиковую защиту;
  12. Не забудьте залить антифриз.
На этом все. Удачи вам!