Замена тормозной жидкости и прокачка модулятора ABS

Давайте поменяем тормозную жидкость с прокачкой системы и модулятора ABS на автомобиле Lexus RX300.




  • Уровень сложности: легко;
  • Сложные моменты: прокачать модулятор ABS;
  • Применимо: Lexus RX300, Toyota Harrier, Toyota Highlander и прочие.

Для работы вам понадобятся следующие инструменты и принадлежности:


  • Головки на 8 и 10 мм;
  • рожково- накидной ключ на 8 и 10 мм;
  • динамометрический ключ;
  • WD40;
  • медицинский шприц объемом не менее 20 мл с подходящей трубкой длиной ~15см;
  • емкость для старой жидкости;
  • трубка для прокачки, подходящая по диаметру на прокачной штуцер;
  • воронка;
  • тормозная жидкость DOT4 (1 литр);

Я очень часто слышал мнения, что тормозную жидкость менять не обязательно. Часто, люди даже забывают о ней, как будто это не расходный материал, и вспоминают только в том случае когда что-то происходит с тормозной системой.
Конечно же, тормозная жидкость подвержена старению и подлежит замене каждые 40 000 километров пробега.

При замене жидкости, помимо самого расширительного бачка, необходимо вытеснить старую жидкость из трубопроводов. Сделать это нужно обязательно, иначе вся процедура теряет смысл. К тому же, если в трубопроводах есть воздух, который снижает эффективность тормозной системы, то он тоже будет вытеснен при прокачке.

Наличие ABS усложняет процедуру тем, что модулятор ABS тоже должен быть прокачан. Для данных автомобилей это делается путем создания избыточного давления в расширительном бачке, для чего, конечно, применяется специальный инструмент от Toyota (09992–00242, 09992–00350). Однако мы, как всегда, сделаем его сами.


Для этого нам понадобится крышечка расширительного бачка (закажите новую, а старую мы используем для нашего спец. инструмента), нагнетательная "груша" от медицинского прибора для измерения артериального давления (она не пострадает и в дальнейшем ее можно продолжать использовать по прямому назначению) и, конечно же, подходящий отрезок трубки со штуцером, который необходимо будет смонтировать на крышку.

Старую крышку надо разобрать и удалить клапанный механизм. Просверлить отверстие под штуцер и установить штуцер с использованием герметика.





Согласно официальному сервис-мануалу, необходимо создать давление в бачке величиною 98.1 кПа (около 1 бара). Это достаточно большое давление. Кстати, это практически предел для нагнетающей "груши" (конечно, при разумных давлениях на нее - это вам не эспандер).

Итак, начинаем.

Перед открытием крышки бачка очистите его поверхность от пыли, чтобы грязь не попала внутрь.


Откройте крышечку, вытащите сеточку-фильтр и шприцем с надетым на него трубкой откачайте жидкость из резервуара. Если на дне будет осадок, то вы можете долить немного новой жидкости в бачок, подождать и снова откачать ее (обратите внимание, что в таком случае вам может не хватить одного литра новой жидкости).

Не оставляйте тару с новой тормозной жидкостью открытой, после доливки сразу герметично закрывайте ее (жидкость гигроскопична).

Заполните бачок новой жидкостью до отметки "high" и закройте крышку.

старая жидкость из бачка
Обратите внимание на цвет старой жидкости из бачка. Это пример того, какой не должна быть тормозная жидкость.

После того, как бачок заполнен новой жидкость, необходимо прокачать систему. Начинать надо обязательно с задних суппортов. Кстати, во многих статьях часто пишут, что очень важна последовательность прокачки - с какого суппорта начинать. Для определенных автомобилей это действительно так, но для указанных в нашем случае автомобилей, я считаю это значения не имеет, главное начать с задних тормозов.

Для прокачки колеса снимать не обязательно, но яма может быть удобна, без нее вам придется лежать под автомобилем.

На суппортах штуцеры для прокачки имеют шлицы под ключ 8 мм, а на модулятора ABS - 10 мм. Смочите резьбу штуцера WD40 и головкой подорвите его и снова затяните. После этого достаточно будет рожкового ключа. Оденьте подходящий шланг на штуцер, а второй его конец опустите в емкость с тормозной жидкостью так, чтобы шланг находился в ней. Конечно можно использовать жидкость, которую вы только что выкачали из бачка.

оденьте трубку на штуцер

опустите другой конец в емкость
На фотографиях сверху показан передний суппорт.

Теперь вам понадобится помощник. Пусть он сядет за руль, нажмет несколько раз на педаль тормоза и удерживает ее. В это время необходимо чуть ослабить штуцер рожковым ключом. Педаль пойдет вниз. Как только педаль практически дойдет до пола штуцер надо закрыть. Эту процедуру надо повторять много раз, пока вы не увидите по цвету в трубке, что пошла новая чистая жидкость. Затяните штуцер с моментом 8.3 Нм и переходите на противоположную сторону, а после - на переднюю ось.

во время процедуры, бачок, конечно, будет опустошаться. Не забывайте подливать в него новую жидкость и следите, чтобы уровень не падал ниже отметки "low".

Теперь прокачайте модулятор ABS. На нем также есть прокачной штуцер, только там нужен ключ на 10 мм. Точно также оденьте на штуцер трубку и опустите другой конец в емкость.

прокачка модулятора ABS
Снимите крышечку с расширительного бачка и оденьте на него наше приспособление.

приспособление для прокачки модулятора ABS
Создайте давление в бачке, умеренно накачивая "грушу".
Чуть ослабьте прокачной штуцер. Жидкость начнет выходить. По мере движения жидкости периодически подкачивайте "грушу". Продолжайте до тех пор, пока не пойдет чистая жидкость. Закройте штуцер и затяните с моментом 8.3 Нм. Долейте жидкость в бачок до верхнего уровня и закройте крышку.


На фотографии видно грязную жидкость в трубке. Видны не пузырьки воздуха, это ил из трубок.

Старая жидкость  расслоилась в емкости. На фотографии хорошо видно осадок.

осадок в старой жидкости

Не доводите до такого. Удачи вам!