Электропривод замка двери

Сегодня я покажу, как восстановить электропривод замка двери на примере RAV4, но, думаю, устройство этого узла практически одинаково на большинстве автомобилей Toyota/Lexus.
Однажды привод перестал работать и водительскую дверь открыть не получилось. Хотя было слышно, что питание на привод все-таки подается, но ему как бы «не хватает сил» открыть замок.

Уровень сложности: относительно легко;
Сложные моменты: нет;
Применимо: Toyota RAV4 I и большинство автомобилей Toyota/Lexus.

Для работы вам понадобятся следующие инструменты и принадлежности:
  • отвертки филлипс, плоская - большие и малые;
  • паяльник и припой; 
  • набор надфилей; 
  • щетка от электродвигателя или генератора; 
  • смазка с допуском к применению на пластиковых механизмах; 
  • смазка на литиевой основе; 
  • штангенциркуль; 
  • желательно мультиметр; 
  • стяжки для кабеля; 
  • канцелярский нож.
Итак, чтобы получить доступ к приводу, потребуется снять обшивку с двери. Обшивка крепится на 5-и саморезах и большом количестве клипс. Также необходимо снять декоративную крышку возле зеркала. После обшивку можно удалить, приподняв ее и потянув от двери на себя. Отключите разъем блока управления в подлокотнике.


Снимите замок в сборе. Для этого надо выкрутить три болта с торца двери, снять тяги замка и отключить его разъем.
Я специально не буду показывать фотографии внутренностей двери и расположение тяг, чтобы не облегчать жизнь нечестным гражданам. Фотографировал я только процесс сборки замка. Поэтому перейдем сразу к сути проблемы. 
Блок, в котором установлен электродвигатель в разобранном состоянии выглядит так:


на этой фотографии электродвигатель уже восстановлен
В разобранном состоянии, при попытке управлять замком двери, вал двигателя еле шевелился, а позистор сильно разогревался. Сначала я подумал, что виноват позистор. 

Позистор - это разновидность резистора, сопротивление которого зависит от температуры. У позистора при увеличении температуры растет его сопротивление. В данном случае позистор установлен для защиты электродвигателя, так как двигатель при каждом цикле открывания/закрывания замка всегда работает с остановкой ротора по достижении шестерней упора (а это очень большие токи по сравнению с режимом при вращении ротора). Из-за резкого возрастания тока (шестерня дошла до упора) позистор разогревает сам себя ( сопротивление в холодном состоянии около 0.5 Ома) и его сопротивление начинает увеличиваться, а ток, соответственно, падает. Без позистора у двигателя очень скоро произойдет повреждение коллектора. 

Однако, измерения тока показали, что с позистором все в порядке, поэтому я вскрыл электродвигатель. 

На фотографии плохо видно, но внутри много продуктов износа щеток. 
Обе щетки изношенны до основания.


На этой фотографии менее изношенная щетка.

В таких случаях расстраиваться не стоит, потому что щетки можно изготовить самостоятельно - выточить. Для этого вам потребуется любая подходящая щетка от электродвигателя или генератора из которой надфилем вытачиваются щетки согласно чертежу. 


Размеры даны в миллиметрах. 

Я точно не знаю длину новых щеток, поэтому 3 мм - это цифра, подобранная "на глаз". Вставьте изготовленные щетки в держатели. 

Теперь необходимо очистить ламели коллектора от продуктов износа щеток и отполировать их. 

Вставить крышечку на место очень просто, для удержания щеток в крышке имеются сервисные отверстия. Изогните П-образно концелярскую скрепку и вставьте в отверстия. 

Оденьте крышку на место, вытащите скрепку и проверьте, что вал вращается без заеданий.

Для притирки новых щеток вращайте вал с помощью дрели пару минут. После проверьте электродвигатель, подав на него напряжение 12 Вольт.

Припаяйте двигатель на место.



Нанесите новую смазку для пластиковых механизмов, если она грязная или отсутствует. Обратная сторона крышки выглядит так: 



Механизм запорного устройства выглядит так: 


Нанесите новую смазку на литиевой основе. 
Запорная пластина выглядит так: 


Система рычагов: 

Черная смазка, которую вы видите - это не грязь, на данный момент у меня не было в наличии обычной general-purpose смазки, поэтому я пользовался смазкой с дисульфидом молибдена. 
Оденьте на место крышечку и подтяните стяжками кабели: 

ВНИМАНИЕ! Тяга замка на фотографии стоит неправильно, она должна проходить через отверстие в крышке (показано стрелкой). 

+Маленькая хитрость. Чтобы приклеить на место изоляционную пленку на двери, смочите черный битумный клей, нанесенный на нее изготовителем, очистителем карбюратора или ацетоном и сразу приклеивайте - будет как новая. 

Вот и все на сегодня!