Замена подшипников и щеток генератора RX300

На RX300 могут устанавливаться с завода разные генераторы

27060-20140 – 100 Ампер
27060-20110 – 120 Ампер
27060-20190 – 130 Ампер

Последний устанавливается в версиях автомобилей с фаркопом. В официальном сервис-мануале рассматриваются непонятно какая модель генератора, хотя по конструкции это немного разные изделия. 



Различия заключаются в передних подшипниках: для 100-амперного требуется подшипник 90099-10192, а для 130-и – 90099-10142, щеткодержателе 27387-75060 и 27387-20130 соответственно. И в конструкции статора генараторов. У 100/120 Амперного генератора статор расположен в передней крышке , а у 130-ки в задней, причем обмотки приварены к диодному мосту и просто так разъединить их нельзя, т.к. потом при сборке понадобится аппарат для контактной сварки. Роторы тоже разные. Еще хуже то, что для 130А генератора нельзя отдельно заказать выпрямитель и регулятор, они поставляются только в сборе с крышкой и статором и, конечно, из-за этого стоят кучу денег. 

Задний подшипник 90099-10140 одинаковый.

На рассматриваемом автомобиле установлен 130 А генератор, хотя фаркоп и следы его наличия отсутствуют. Также генератор уже кто-то разбирал. Вероятнее всего он не родной. Причина текущего ремонта – свист подшипников в холодном состоянии. 
  • Уровень сложности: средний; 
  • Сложные моменты: разборка генератора; 
Для работы вам необходимо купить два подшипника и щеткодержатель. А также шайбу заднего подшипника (27443-63020), т.к. есть вероятность повредить ее при выпрессовывании подшипника. 



Для снятия шкива генератора можно использовать ударный гайковерт, если его нет, то вам придется подобрать «кривой» накидной ключ. Подойдут не все ключи, а только те, у которых указанная на фотографии (будет позже) часть будет как можно короче. И, конечно же, можно сделать такой ключ самостоятельно. 

Одев ключ на гайку и удерживая вал головкой на 10 (на торце вала есть шлицы) откручиваем гайку шкива. 

Я использую ударный пневмогайковерт.


Шкив снят


Снимите крышку с выпрямителя в задней части генератора, выкрутив три гайки. Снимите резиновый уплотнитель щеточного узла и, выкрутив два винта, снимите щеточный узел. 






Штангенциркулем замерьте длину щеток. Длина новых щеток 10.5 мм, а минимально допустимая – 4.5 мм. При замене подшипников я рекомендую сразу поменять щетки, чтобы больше не лазить в генератор, все равно их цена невелика. В данном случае щетки изношены чуть больше минимально допустимого предела.

Далее выкрутите 4 болта, соединяющие крышки генератора. Разобрать (располовинить) генератор может оказаться сложным делом. Действуйте осторожно и помните, что у 130-А версии отделить от статора можно только переднюю крышку, т.к. задняя соединена со статором (обмотки статора приварены к выпрямителю). 


Передняя крышка снята.

Выкрутите 4 винта и снимите пластину подшипника.




Выпрессовать подшипник достаточно просто для этого потребуется подходящий по длине болт, гайка и пара шайб. В качестве упора (оправки) хорошо подходит наружняя часть от ролика ГРМ. Также можно использовать в этом качестве и шкив самого генератора (с соблюдением предосторожностей – шкив хрупкий). Процесс показан на фотографии. Понемногу закручивая гайку выпрессовываем подшипник. Если вдруг гайка стала идти туже, остановитесь и найдите причину. 



Подшипник снят.

Установка нового подшипника – это очень просто. Я установлю его «на горячую». Это только звучит страшно, что кажется, что для этого нужны большие температуры. Это не так. Важна разница температур, например, при разнице всего в 100 градусов зазор приблизительно увеличится на 0.05% от диаметра подшипника. 

Для этого положите подшипник в морозильную камеру, возьмите обычный фен для волос и равномерно разогрейте на максимальной мощности переднюю крышку генератора до температуры «рука не терпит». Также можно сварить крышку в кипящей воде. Но ни в коем случае не нагревайте ее на открытом огне! 

После этого быстро поместите охлажденный подшипник на свое место. Вы будете удивлены, что подшипник легко упадет на свое посадочное место под собственным весом. 


Подшипник установлен. Верните на место пластину. 

С задним подшипником все аналогично. В идеале подшипник при вытаскивании ротора должен остаться на его валу. Однако в моем случае подшипник остался в крышке. 


Выпрессовывается он таким же способом как передний, только будет немного труднее подобрать нужную оправку. По этой причине я рекомендую никогда не выбрасывать старые подшипники, т.к. их части могут когда-нибудь пригодиться.




Под подшипником со стороны крышки находятся две шайбы. Одна из которых будет повреждена при выпрессовывании подшипника, поэтому ее и необходимо было купить. Вторая, пружинная, шайба не пострадает.
Еще одна шайба находится со стороны ротора.




Если подшипник остался на валу ротора, то без съемника не обойтись. 

Перед установкий нового подшипника измерьте величину износа токосъемных колец генератора. Диаметр новых колец 14.2-14.4 мм, минимально допустимый – 14 мм

Новый задний подшипник нужно установить на вал ротора. Не забудьте перед этим одеть шайбу на вал. Установки осуществляется тем же способом – ротор отправляется в морозильную камеру, подшипник разогревается феном и легко одевается на вал до упора. 


Сборка осуществляется в обратной последовательности. Моменты затяжки указаны на фотографиях.

При установке генератора не перетягивайте приводной ремень, это сильно сократит срок службы подшипников.

Наслаждаетесь тихой работой генератора!