Рихтовка кузова автомобиля своими руками


Рихтовка это – восстановления геометрии деформированных панелей кузова. Обучиться техники рихтовке без опытного наставника очень сложно, да еще к тому же нет подходящей литературы ни в магазине, ни в интернете. Но те, кому все - таки посчастливилось, освоить этот вид бизнеса вам, скажут, что на хлеб с черной икрой им хватает. Да, наверное, это действительно так видь тогда можно не только свой автомобиль, отрихтовать своими руками, да и денежку заработать. Сегодня же речь пойдет о том, как самостоятельно освоить этот вид  деятельности, и я в свою очередь попытаюсь рассказать об азах рихтовки. Если разобраться, не чего сложного в рихтовке нет, и если вы обладаете, слесарными навыками вам будет, не так трудно понять основные принципы рихтовки. Для начала найдите, какую не будь битую дверь от автомобиля для тренировки, благо на свалке таких дверей хоть пруд пруди. Ещё вам нужно приобрести рихтовочный инструмент его можно купить в магазине за 1500 руб.

Перечень инструментов для рихтовки


1. Рихтовочные молотки с плоским бойком – предназначены для рихтовки плоских поверхностей, изготовлены из инструментальной стали.
2. Рихтовочные молотки с выпуклым бойком – предназначены для рихтовки выпуклых поверхностей, изготовлены из инструментальной стали.
3. Рихтовочные молотки с насечками – предназначены для рихтовки вытянутых поверхностей, изготовлены из инструментальной стали.
4. Рихтовочные молотки гладилки – предназначены для сглаживания поверхностей, изготовлены из инструментальной стали.
5. Рихтовочные напильники с крупными насечками – предназначены для выравнивания мелких выпуклостей. 
5. Поддержки и наковальни – для поддерживания листа металла с внутренней стороны во время рихтовки изготовлены из латуни.
7. Крючки рихтовочные – предназначены для выдавливания вмятин с внутренней стороны, изготовлены из инструментальной стали. 



Что необходимо знать и сделать перед рихтовкой


Перед тем как приступать, к рихтовке необходимо осмотреть, ремонтную зону с целью выяснения очерёдности работ, далее следует установить автомобиль на козелки и приступить к разборке всех мешающих рихтовке деталей и узлов. Для того чтобы обеспечить хороший доступ инструменту поддержке нужно удалить герметик и мастику в ремонтной зоне. Необходимо помнить то, что чрезмерно сильные, и частые удары молотком могут, привести к вытягиванию листа металла и образованию так называемых хлопунцов. К ритовочным  работам следует приступать в спецовке, рукавицах и защитных очках. Помещения для рихтовки кузова должно быть хорошо освещено наличие дневного света приветствуется.

Основные виды рихтовочных работ


Рихтовочные работы подразделяются на три основные группы, каждая из этих групп кардинально отличается друг от друга.

Рихтовка без покраски
Обычная рихтовка
Рихтовка с усадкой на горячую

Технология рихтовки без покраски появилась в нашей стране относительно недавно, и приобрела огромную популярность, за качество и скорость выполнения работ. Отличительной чертой рихтовки без покраски является то, что покрасочный слой сохраняется, чего не скажешь, о других видах рихтовки. Технология рихтовки без покраски может быть применена только в тех случаях, когда поверхностный слой краски не поврежден в остальных случаях применяют обычную рихтовку. Обучиться, такому типу рихтовки можно на специализированных курсах, пройдя, эти курсы вы сможете, самостоятельно выпалить рихтовку своими руками. Рихтовка без покраски требует больших денежных вложений на приобретения специального инструмента, и окупаемость произойдет, не скоро, так как не всегда ДТП проходят без нарушения покрасочного слоя.


В основном на станциях СТО применяется обычная рихтовка, под обычной рихтовкой надо понимать рихтовку дефектов оставшихся после вытягивания деформированных поверхностей. Основным видом недостатков такого вида рихтовки является чрезмерное вытягивания листа металла, что ведет за собой образование хлопунцов. Хлопунцы это излишки, металла которые, образовались в результате сильного воздействия на металл рихтовочным молотком, то есть частые не обдуманные удары по ремонтному участку. Поэтому во время рихтовки нужно быть предельно внимательным, чтобы не вытянуть металл, неоценимую помощь в это случаи оказывают молотки гладилки, так как они распределяют силу удара не в одну точку, а на площадь целиком.


Существует ещё так называемая рихтовка с усадкой на горячую, её применяют при сильном вытягивании металла, и только в том случаи, когда невозможно устранить дефект с помощью обычной рихтовки. Для рихтовки на горячую, вам понадобится газовая горелка, поддержка и рихтовачный молоток гладилка. Рихтовка происходит следующим образам, вытянувшийся лист металла нагревают горелкой докрасна размер нагрева чуть больше пяти рублевой монеты, затем осаживают, применяя гладилку и поддержку. Усадку металла производят по спирали то краев выпучены к центру. Но такой вид рихтовки существенно нарушает структуру металла, поэтому ей пользуются только в крайнем случаи.



Последовательность рихтовки


После того как все работы по вытягиванию ремонтной детали закончены приступают к рихтованию для этого деталь осматривают чтобы выяснить откуда начинать рихтовку. Рихтовка начинается с выдавливания крупных вмятин, для выдавливания необходимо надавить в центр вмятины рихтовочным крючком, а края вмятины простучать молотком визуально наблюдая за вмятиной. Для выявления мелких вмятин применяют рихтовочные напильники, проводя, напильникам по плоскости рихтовки определяют, наличие мелких вмятин. Качество рихтовки проверяют ладонью руки, ладонь является лучшим индикатором контроля качества жестяночных работ. Если во время рихтовки появился, хлопунец постарайтесь, избавиться от него путем простукивания по усилителям деревянным бруском. По окончании рихтовки зачистите ремонтный участок напильникам и болгаркой до металла.