Тормозной механизм заднего колеса барабанного типа, с самоустанавливающимися колодками. Тормозные колодки 2 (рис, 8.8) с накладками, колесный цилиндр 1 и другие детали смонтированы на тормозном щите б, прикрепленном к фланцу балки заднего моста.
1 - колесный цилиндр; 2 - колодки тормоза; 3 - гайка крепления щита к балке заднего моста; 4 - устройство для автоматической регулировки зазора между колодками и барабаном; 5 - направляющая пружина; 6 - щит тормоза; 7 - нижняя стяжная пружина; 8 - трос привода стояночного тормоза; 9 - рычаг привода стояночного тормоза; 10 - распорная планка; 11 - палец рычага привода стояночного тормоза; 12 - шплинт; 13 - верхняя стяжная пружина
1 - втулка оси; 2 - фрикционная шайба; 3 - колодка; 4 - опорная чашка пружины; 5 - пружина; 6 - втулка пружины
Зазор между тормозными колодками и барабаном регулируется автоматически. На рис. 8.8 показано устройство 4 ранней конструкции для автоматической регулировки. Оно состоит из двух втулок 1 и 6 (рис. 8.9), свинченных между собой. На втулке 1 установлены две фрикционные шайбы 2, между которыми пружиной 5 зажато с определенным усилием ребро колодки 3 тормоза. Тормозная колодка в сборе с автоматическим устройством установлена с гарантированным зазором на ось, приваренную к щиту тормоза. При торможении и растормаживании тормозные колодки перемещаются на величину зазора между втулкой 1 и осью. При износе накладок, под действием увеличивающегося давления в системе, тормозные колодки перемещаются относительно шайб 2 на величину износа и занимают новое положение, восстанавливая оптимальный зазор.
В дальнейшем это автоматическое устройство было заменено другим, расположенным в колесных цилиндрах (см. рис. 8.10). Основным его элементом является разрезное упорное кольцо 9, установленное на поршне 4 между буртиком упорного винта 10 и двумя сухарями 8 с зазором 1,25-1,65 мм. Упорные кольца установлены в тормозном цилиндре с натягом, обеспечивающим усилие сдвига колец по зеркалу цилиндра не менее 343 Н (35 кгс), что превышает усилие от стяжных пружин тормозных колодок.
При оптимальном зазоре между колодками и барабаном при торможении колодки раздвигаются до выбора зазора 1,25-1,65 мм между буртиком винта и буртиком упорного кольца. Указанный зазор обеспечивает ход тормозных колодок для создания максимального тормозного момента.
При износе тормозных накладок зазор 1,25-1,65 мм устраняется полностью, буртик на упорном винте 10 прижимается к буртику кольца 9, вследствие чего упорное кольцо сдвигается вслед за поршнем на величину износа. С прекращением торможения усилием стяжных пружин поршни сдвигаются до упора сухарей в буртики упорных колец. Так поддерживается оптимальный зазор в тормозном механизме.
В этом подразделе описан ремонт тормозных механизмов с автоматическими устройствами, расположенными в рабочих цилиндрах, так как прежняя конструкция уже практически не встречается и в запасные части не поставляется. Кроме того, рабочие тормозные цилиндры с автоматическим устройством можно без затруднений установить на автомобили ваз 2106 ранних выпусков, демонтировав элементы прежнего автоматического устройства.
Рис. 8.10. Колесный тормозные цилиндр ВАЗ 2106 с автоматическим устройством:
1 - упор колодки; 2 - защитный колпачок; 3 - корпус цилиндра; 4 - поршень; 5 - уплотнитель; 6 - опорная чашка; 7 - пружина; 8 - сухари; 9 - упорное кольцо; 10 - упорный винт; 11 - штуцер; А - прорезь на упорном кольце
Рис. 8.8. Тормозной механизм заднего колеса автомобиль ВАЗ 2106:
1 - колесный цилиндр; 2 - колодки тормоза; 3 - гайка крепления щита к балке заднего моста; 4 - устройство для автоматической регулировки зазора между колодками и барабаном; 5 - направляющая пружина; 6 - щит тормоза; 7 - нижняя стяжная пружина; 8 - трос привода стояночного тормоза; 9 - рычаг привода стояночного тормоза; 10 - распорная планка; 11 - палец рычага привода стояночного тормоза; 12 - шплинт; 13 - верхняя стяжная пружина
Рис. 8.9. Устройство для автоматической регулировки зазора между тормозными колодками и барабаном:
1 - втулка оси; 2 - фрикционная шайба; 3 - колодка; 4 - опорная чашка пружины; 5 - пружина; 6 - втулка пружины
Зазор между тормозными колодками и барабаном регулируется автоматически. На рис. 8.8 показано устройство 4 ранней конструкции для автоматической регулировки. Оно состоит из двух втулок 1 и 6 (рис. 8.9), свинченных между собой. На втулке 1 установлены две фрикционные шайбы 2, между которыми пружиной 5 зажато с определенным усилием ребро колодки 3 тормоза. Тормозная колодка в сборе с автоматическим устройством установлена с гарантированным зазором на ось, приваренную к щиту тормоза. При торможении и растормаживании тормозные колодки перемещаются на величину зазора между втулкой 1 и осью. При износе накладок, под действием увеличивающегося давления в системе, тормозные колодки перемещаются относительно шайб 2 на величину износа и занимают новое положение, восстанавливая оптимальный зазор.
В дальнейшем это автоматическое устройство было заменено другим, расположенным в колесных цилиндрах (см. рис. 8.10). Основным его элементом является разрезное упорное кольцо 9, установленное на поршне 4 между буртиком упорного винта 10 и двумя сухарями 8 с зазором 1,25-1,65 мм. Упорные кольца установлены в тормозном цилиндре с натягом, обеспечивающим усилие сдвига колец по зеркалу цилиндра не менее 343 Н (35 кгс), что превышает усилие от стяжных пружин тормозных колодок.
При оптимальном зазоре между колодками и барабаном при торможении колодки раздвигаются до выбора зазора 1,25-1,65 мм между буртиком винта и буртиком упорного кольца. Указанный зазор обеспечивает ход тормозных колодок для создания максимального тормозного момента.
При износе тормозных накладок зазор 1,25-1,65 мм устраняется полностью, буртик на упорном винте 10 прижимается к буртику кольца 9, вследствие чего упорное кольцо сдвигается вслед за поршнем на величину износа. С прекращением торможения усилием стяжных пружин поршни сдвигаются до упора сухарей в буртики упорных колец. Так поддерживается оптимальный зазор в тормозном механизме.
В этом подразделе описан ремонт тормозных механизмов с автоматическими устройствами, расположенными в рабочих цилиндрах, так как прежняя конструкция уже практически не встречается и в запасные части не поставляется. Кроме того, рабочие тормозные цилиндры с автоматическим устройством можно без затруднений установить на автомобили ваз 2106 ранних выпусков, демонтировав элементы прежнего автоматического устройства.
Рис. 8.10. Колесный тормозные цилиндр ВАЗ 2106 с автоматическим устройством:
1 - упор колодки; 2 - защитный колпачок; 3 - корпус цилиндра; 4 - поршень; 5 - уплотнитель; 6 - опорная чашка; 7 - пружина; 8 - сухари; 9 - упорное кольцо; 10 - упорный винт; 11 - штуцер; А - прорезь на упорном кольце