Владельцы автомобилей всегда должны готовить свою «ласточку» заранее. Будь-то смена сезона, длительная поездка или выезд загород. Но иногда случается такое, что посреди пути, либо же в начале поездки, водитель пытается завести автомобиль, но безрезультатно.
Возможно, проблема в стартере.
Если вдруг случилась такая беда, стоит помнить, что если вы не автослесарь, вам вряд ли удастся справиться с проблемой самостоятельно. Хорошо, если вы ехали с другом специалистом или с вами в авто опытный водитель. Тогда, конечно, вам может помочь дельный совет. Но что делать, если вы оказались один на один с проблемой? Придется отменить все запланированные дела и разбираться самостоятельно.
Конечно, если стартер не крутит и вы не можете выехать из гаража, можно попросить соседа толкнуть автомобиль, а там уже включать передачи, заводить двигатель и на ходу впрыгивать в машину. Но что делать, если авто заглохло посреди дороги и толкнуть его некому? Снова-таки, лучше предотвратить неожиданную поломку в центре города и начать ремонтировать авто уже в своей гараже.
Составные части
Стартер – это механизм в виде электромотора, который запускает двигатель, с помощью питания аккумулятора.
Прежде чем начать работу со стартером, желательно знать его устройство. Ну и, конечно же, хорошо было бы разбираться в принципе работы этого механизма.
Стартер работает определенный небольшой промежуток времени и не рассчитан на длительную работу. Вследствие этого, не стоит забывать ключ во включенном положении более 15 секунд.
Стартер имеет вид электродвигателя, но отличается тем, что имеет реле и бендикс, которые помогают стартеру схватываться с маховиком, вследствие чего происходит вращение.
Поэтому, окончательно понимаю работу стартера и имея опыт в ремонте бытовой техники и прочего, самостоятельно устранить неполадки будет дешевле, нежели обращаться в сервисный центр.
3 способа проверки работы стартера:
Нужно быть уверенным в креплениях наконечников на аккумуляторе, а также в их надежном соединении. Дальше нужно освободить зажим наконечника. Если есть контакты, которые окислились, нужно их прочистить, потом затянуть зажим и использовать защитную смазку.
Взять отдельный провод, подключить его одним концом к выводу реле стартера, а вторым – к клемме «+» аккумулятора. Если в таком случае стартер заработает, то проблему стоит искать в некорректной работе контактов.
И последним шагом является проверка работы замка зажигания. Для этого, нужно закоротить 2 силовые клеммы реле отверткой.
Признаки
Чтобы определить и точно быть уверенным, что поломка автомобиля – это неполадки в стартере, нужно прислушаться к шумам. Для неисправного стартера характерны шумы. Также неисправность можно определить по скорости вращения маховика. Вместе со всем этим, может происходить быстрая разрядка аккумулятора, что также отражается на стабильной работе стартера.
Причины, по которым не работает стартер.
Когда в автомобиле запускается двигатель, на стартер направлена огромная нагрузка. Особенно нужно быть внимательным к этой детали в зимний период. При активной работе стартера, сила тока достигает 450А. Именно такие показатели имеет сварочный аппарат. Поэтому все зависит от длительности работы. Если ключ зажигания держать во включенном положение недолго, то и проблем со стартером не должно быть. Если же наоборот – ключ зажигания во включенном положении находится долго, то может происходить подгорание или полное выгорание медных контактов. Также причиной неполадки может быть некачественное контактирование деталей друг с другом.
При длительной эксплуатации и недостаточно внимании владельца, в стартере могут износиться внутренние втулки. Это, в свою очередь, приводит к некорректной работе ротора, который влияет на работу статора. Первый начинает двигаться асимметрично и в итоге нарушает работу второго, ударяясь об обмотку статора.
Важно помнить о том, что помимо перегорания контактов, стартер нельзя перегревать и по причине наличия бакелита. Им пропитаны некоторые детали стартера, в частности обмотки статора и ротора. Бакелит стойкий к высоким температурам. Хотя при перегреве может произойти замыкание проводов в обмотках или так называемое межвитковое замыкание.
Стоит помнить про такой элемент, как щеточный узел.
Он находится на самом стартере и на генераторе. Если здесь есть какие-то дефекты, то и неполадки сразу проявят себя. Щетки могут подгореть из-за длительной эксплуатации, или при неправильном контактировании с коллектором ротора. Также сбой в работе может давать прижимная пружина. Все эти неисправности влияют на функционирование стартера и уменьшают сроки его эксплуатации.
Итак, если вы догадываетесь о том, что причина неисправности в стартере и решили для себя, что будете самостоятельно проводить ремонтные работы, нужно с чего-то начать. Для того чтобы разобраться в поломке нужно:
Протестировать заряд АКБ (уровень заряда)
Прочистить контакты
Просмотреть исправность проводки
Следует исключить проблему, при котором стартер не крутит, а издает щелчки. При заряженном аккумуляторе фары автомобиля должны светить ярко, когда включаешь стартер.
Если же вы обнаружили, что аккумулятор работает стабильно, нужно проверить предохранители, прочистить контакты. Чтобы быть уверенным в том, что электропроводка работает, нужно отсоединить и почистить контакты. Если после этого, все осталось неизменным, а стартер по-прежнему не крутит, но щелкает, нужно переходит к следующему этапу ремонта.
Что делать если стартер по-прежнему не вращается?
Местоположение стартера очень неудобное, а поэтому добраться до него нелегко. Чтобы достать эту деталь нужно иметь специальные инструменты.
Когда у вас получилось достать стартер, следует для начала осмотреть его и определить:
Состояние контактов электропроводки
Целостность обмотки
Состояние графитных щеток и их местоположение
Работоспособность бендикса и его состояние
Из-за расположения и роли стартера, он всегда быстро приходит в непригодность если не следить за ним. Стартер может загрязняться пылью, смазкой, графитом или изоляцией, которая сплавилась.
При таких условиях, работать эта деталь нормально не может. Поэтому найти неполадки можно только при разборке. Именно тогда находятся такие неисправности, как контакты, которые пригорели; щетки, которые залипли и износились; сломанное тяговое реле.
Если вам все-таки пришлось снимать стартер и чистить его, не полнитесь купить новые детали и хорошенько проверить каждую составную часть.
Порядок разборки стартера
Следует проверить тяговое реле или реле стартера. Разборка реле стартера не должна вызвать никаких сложностей. В общем, разборка деталей стартера, в основном, состоит из различных процессоров кручения гаек и винтов. А так как это умеет делать каждый, тут вопросов никаких возникнуть не должно.
После того как реле разобрано, нужно обратить внимание на состояние контактов болтов. Если вы здесь найдете подгорания, то тут стоит менять все детали на новые. Если же подгорания незначительны, нужно все очистить протирочным камнем.
Отдельно стоит уделить внимание болту. Если на контакте вы увидели подгоревшую ступеньку, не широкую, нужно повернуть его на 180 градусов и собрать риле. Нужно посмотреть и на резьбу прижимных болтов. Если вы найдете какие-то повреждения, то нужно прикупить новых деталей. Дефекты резьбы могут влиять на прижим и отсутствие контакта.
Следующее, на что нужно обратить внимание, это пятак риле. Именно эта деталь замыкает контакты. Если пятак риле тоже найдется подгорелым, его следует почистить с помощью наждачную бумагу, напильник мягкий или надфиль.
На некоторых стартерах, в их структуре отсутствует разборное тяговое реле. Тогда придется заменять полностью эту деталь, так как самостоятельно её отремонтировать получиться не у каждого.
Плюсовой вывод – это место на которое поступает максимальное количество тока, при включении стартера. Он находится на тяговом реле и является наибольшим в сечении. Между клеммами должен быть точный контакт.
Найти щетки в стартере нетрудно. А значит, и ремонтировать их тоже несложно. Если щетки износились, то заменить лучше вместе с щетками еще и пружины. Так будет надежней, да и не составит особого труда.
Прежде всего нужно проверить коллектор ротора. Все контакты и щетки рядом нужно прочистить. Если вы увидите тормозное пластмассовое кольцо с дефектом, то придется его заменить. Также не забывайте и про втулки стартера, о которых уже велась речь. Если требуется их замена, нужно их правильно подобрать.
Проверить нужно и деталь механической трансмиссии – бендикс.
ВАЖНО: проверяя эту деталь, стоит быть осторожным. Чтобы не повредить звездочку бендикса, её зажимают с помощью мягкого металла. Повернув муфту, можно определить исправность бендикса (если кольцо поворачивается в обе стороны, то бендикс неисправен, так как оно должно поворачиваться только в одну сторону). Если бендикс находится с дефектами, его следует заменить.
Ремонт среднего уровня сложности гораздо проще совершить самому, так как затраты в автосервисе могут значительно превышать личные расходы. Лучше потратить пару часов на то, что бы разобраться в строение стартера самостоятельно, без помощи автослесарей. Рассмотрев основные причины неисправностей, их устранение, можно сделать вывод, что ремонт стартера своими руками вполне реален. Нужно лишь понимать и знать некоторые детали.