Давайте рассмотрим, как работает маслонасос на примере насоса от Toyota RAV4 первого поколения, двигатель 3S-FE.
Этот масляный насос является насосом роторного типа. Привод насоса в двигателе 3S-FE осуществляется ремнем ГРМ.
![]() |
корпус масляного насоса, вид спереди |
Обратите внимание, что сальник коленчатого вала устанавливается в корпус блока масляного насоса.
![]() |
корпус масляного насоса, вид сзади |
Блок включает в себя непосрадетвенно сам насос, обозначеный зеленым цветом и редукционный клапан, обозначенный оранжевым. Масло засасывается насосом из поддона двигателя по трубке-маслозаборнику, который крепится непосредственно к корпусу насосного блока, на фотографии справа в нижней части видны две шпильки.
Перекачивющий механизм состоит из двух роторов - ведущего и ведомого.![]() |
ведущий и ведомый роторы |
![]() |
в разобранном виде |
![]() |
внутренняя сторона крышки |
Масло, поступая через маслозаборник, увлекается вращающимися роторами. На 5 оборотов ведущего ротора приходится 4 оборота ведомого.
![]() |
синим показана сторона всасывания, красным - нагнетания |
Ниже вы можете видеть анимацию вращения роторов
При повышении давления нагнетания выше номинального открывается редукционный клапан, через него часть масла возвращается обратно в поддон двигателя. Редукционный клапан состоит из плунжера и пружины, жесткость которой определяет давление, при котором клапан открывается.
![]() |
редукционный клапан |
Вот так работает масляный насос роторного типа.