Такие обобщенные параметры, как мощность двигателя, расход топлива, потери мощности в трансмиссии и величина выбега определяют работоспособность автомобиля в целом. Измеряют эти параметры на стендах с беговыми барабанами, которые позволяют имитировать условия работы автомобиля при стационарных испытаниях. Стенды оборудуют нагрузочными устройствами, расходомерами топлива, тахометрами и секундомерами.
Нагрузочные (тормозные) устройства создают и изменяют нагрузки на автомобиль через ведущие колеса. В эксплуатации применяют гидравлические, электрические и инерционные нагрузочные устройства, из-за неудовлетворительной стабильности показаний реже используют фрикционные (колодочные или дисковые) и аэродинамические устройства.
Гидравлический тормоз дает устойчивые показания, кроме того, по сравнению с электрическим тормозным устройством он имеет меньшие габариты и стоимость. Недостаток гидравлических тормозов — небольшой тормозной момент при малых скоростях вращения, трудность получения небольших моментов при высоких скоростях, а также относительно небольшой срок службы сальниковых уплотнений.
Достоинствами электрических тормозов являются стабильность показаний, высокая надежность и простота обслуживания, а также «обратимость» их электромашины. При балансирном выполнении статора электромашина может служить в качестве генератора для замера мощностных и топливных показателей, и в качестве электродвигателя для определения мощности, затрачиваемой на прокручивание трансмиссии, неведущих колес автомобиля и других параметров. Это обстоятельство позволяет увеличить общее количество параметров технического состояния автомобиля, определяемых с помощью стенда с электрическим тормозом. Такой стенд марки КИ-4856 разработан ГОСНИТИ совместно с Новочеркасским политехническим институтом и поставлен на серийное производство. На стенде определяют тяговые качества автомобиля по величине мощности на ведущих колесах в диапазоне скоростей от 40 до 80 км/час при полном открытии дросселя.
Дополнительными параметрами технического состояния автомобиля, которые проверяют на стенде, являются:
1) максимальная скорость, определяющая состояние ограничителя оборотов двигателя, полноту открытия дроссельной заслонки и работу спидометра, кроме того, она позволяет выявить в начальной стадии ослабление сопряжений, биение колес, карданного вала и некоторые другие неисправности;
2) мощность, затрачиваемая на прокручивание трансмиссии, определяющая потери на трение вращающихся сопряжений, а также наличие зазоров между тормозными колодками и барабанами;
3) показатели регулировки систем зажигания и питания. Установка угла опережения зажигания по величине мощности повышает тяговые качества н полноту сгорания топлива;
4) мощность, необходимая для прокручивания двигателя в режиме компрессирования, которая определяет техническое состояние поршневой группы и клапанного механизма;
5) крутящий момент, необходимый для прокручивания ведущих колес, заторможенных ручным тормозом. По величине момента судят о техническом состоянии ручного тормоза.
Кроме указанных параметров, на стенде измеряют часовой расход топлива при различных режимах работы двигателя.
Стенд для проверки тяговых качеств автомобиля имеет следующие основные узлы: двигатель-тормоз, раму, упоры, регулировочный реостат, приспособление для замера расхода топлива, бак для топлива, световое табло, систему вентиляции и пульт управления. Одной из разновидностей электрического нагрузочного устройства является индукторный тормоз. Скорость и момент торможения регулируют изменением тока возбуждения. Энергия, подводимая к валу индукторного тормоза, преобразуется в электрическую, а последняя в якоре машины— в тепловую. В зависимости от мощности и длительности работы индукторные тормоза имеют воздушное или водяное охлаждение. Серьезный недостаток этого тормоза — сложность регулирования величины тока возбуждения в зависимости от оборотов тормоза.
Инерционное нагрузочное устройство может состоять из редуктора и маховика, соединенных с помощью муфты с одним из барабанов. При таком устройстве мощность двигателя определяют по времени разгона барабанов в определенном интервале скоростей на прямой передаче при полном открытии дросселя.
Преимущество стендов с инерционным нагрузочным устройством в их универсальности и небольшой стоимости.
Стенды с беговыми барабанами могут быть стационарными и передвижными. Одной из наиболее распространенных является конструкция стенда с двумя парами беговых барабанов для опоры одного ведущего моста автомобиля.