ЛАДА КАЛИНА: ДОВОДЧИК СТЕКОЛ СВОИМИ РУКАМИ

Прогресс не стоит на месте и уже не так много новых "бюджетных" автомобилей выпускаются с ручными стеклоподъемниками передних дверей. Опционально стоят ЭСП и на задних дверях, но а для более дорогих машин это норма.
Но если есть электрический привод у стекла, значит можно процесс поднятия и опускания стекла автоматизировать. Зачем каждый раз, выходя из машины и ставя ее на сигнализацию, нажимать кнопку для поднятия стекол. Пусть за нас это делает автоматика.
На Калинах в комплектации "люкс" с четырьмя электро стеклоподъемниками такая функция уже есть. Ну, а те кто имеет машину в комплектации "норма" или "стандарт", могут усовершенствовать автомобиль своими силами.
Для этого существуют блоки доводчиков. Их есть много всяких моделей, поэтому конкретной инструкции по установке всех разновидностей доводчиков я не дам, но постараюсь доходчиво объяснить принцип действия и рассмотреть конкретный пример.


Несколько слов о самих доводчиках: существуют 2 разновидности - "простой" и "интеллектуальный". Простой при постановке машину на сигнализацию просто поднимает стекло. На этом его функции заканчиваются. Название "интеллектуальные" - это скорее рекламный ход фирм-производителей, я бы просто назвал "доводчики с расширенными функциями". Что это за функции? Вот набор функций доводчика Beta-10, который стоит у меня в машине:
# Открытие/закрытие стекла в одно касание или по обычной схеме (пока нажата кнопка);
# Одновременное управление двумя стеклами в одном или противоположных направлениях;
# Автоматическое закрытие стекол при постановке автомобиля на охрану (без использования дополнительных элементов);
# Возврат стекол в предыдущее положение при снятии с охраны (если автомобиль находился в режиме охраны не более 120 минут);
# Блокирование кнопок ЭСП в режиме охраны;
# Откат стекла при встрече с препятствием с возможностью включения / выключения функции в любой момент времени;
# Самообучение контроллера для компенсации образующихся люфтов и адаптации к конкретным механизмам (конструкциям) стеклоподъемников;
# Возможность подключения дополнительных кнопок управления ЭСП;

Признаюсь, удобно, хоть и дороже простого.

Для начала разберемся в штатной системе управления стеклоподъемниками.Система простая: кнопки коммутируют напряжение на двигателях стеклоподъемников. Если подать питание на синий провод двигателя, а серый будет на "массе", двигатель будет поднимать стекло. При подаче на серый провод питания, а на синий "массы", стекло будет опускаться. Вот и вся премудрость. Принцип действия системы на схеме. Для простоты я не обозначил разъемы и 
жгуты.





Теперь об установке:
Для работы требуются минимальные знания и навыки с работой по электрике. Проще говоря, человек должен разбираться в простейших электрических цепях. Если схема, приведенная выше понятна, то никаких проблем с установкой не будет. Кроме того, установка требует времени и аккуратности.
К Калинах есть 2 варианта кнопок стеклоподъемников: старого и нового образца. Со старыми проще, с новыми, такими как на фото, труднее. Трудность состоит в том, что трудно найти разъемы, чтобы сделать переходник, поэтому придется резать провода. Хоть я и живу близко к производству, такой разъем достать не смог



       Принцип работы доводчика:
В штатной системе коммутация напряжения на двигатель производится кнопками. При установке доводчика эта связь рвется. Кнопки подают сигнал на блок доводчика, а напряжение на двигатели идет уже с реле доводчика. То есть, при установке доводчика мы устанавливаем блок в разрыв между кнопками и двигателями.
Кроме того, от сигналки подается команда на закрытие стекол при постановке на охрану.

Монтаж блока доводчика:
Блок устанавливается в водительской двери, все коммутации там же. Никакие дополнительные провода наружу тянуть не надо. Блок желательно установить ближе к разъему кнопок, вот пример установки:

Можно поставить и в другие места, но придется тянуть дальше провода.

Теперь конкретный пример установки доводчика:
Внимание: у других моделей доводчиков могут быть другие активные уровни коммутационных сигналов, поэтому надо разбираться с каждой конкретной схемой, не копируйте бездумно следующие операции, сначала надо разобраться в схеме подключения и использовать этот алгоритм или разработать другой.
Мне под руку в момент покупки попался Beta-10/2. Про его функциональность писал выше. Блок был разработан под десятое семейство и поэтому его установка на Калину сопряжено с определенными трудностями.
В комплекте к нему идут разъемы, которые подходят к Калине со "старыми" кнопками, в моем случае приходится все переделывать.
Основная трудность в том, что на Калине коммутируется +, а в доводчике сигналы на поднятие опускание стекол получается замыканием входов доводчика на "массу". Это значит, что на кнопочном узле надо плюсовой провод оторвать, а вместо него на кнопки посадить "массу". Есть у этой переделки побочный эффект - не будет светится подсветка клавиш ЭСП. Но не считаю это большой потерей, рядом светится кнопка центрального замка, да и на кнопки не смотришь, управляешь наощупь. Функции пассажирской кнопки сохранятся. Можно вскрыть кнопочный блок и перепаять светодиоды, но блок разбирается довольно тяжело.

Подключение:
Распиновка разъема калиновского кнопочного блока:

1. Отрезаем от этого разъема все провода на расстоянии миллиметров 20 от контактов (белый провод подсветки можно не резать, но от него все равно никакого толку при таком подключении.
2. Соединяем между собой 2 отрезка бело-черных проводов штеккера и припаиваем один отрезанный черный провод из жгута. Это нужно для того, чтобы на входы управления доводчика от кнопок приходили управляющие сигналы низкого уровня, а не высокого. Т.е. при нажатии на кнопку соответствующий вход доводчика соединяется с "массой", а не "плюсом", как в штатном варианте.
3. Оставшийся черный провод подключаем к выводу "корпус" доводчика.
4. Отрезанный бело-черный провод из жгута подключаем к выводу "+12В питание" доводчика. Второй пока не трогаем, позже пригодится.
5. Подключаем входы управления с кнопок и выходы на двигатели доводчика. Подробно рассмотрим одну цепь:


Как видно из схемы, отрезок провода от штеккера подключаем к входу управления доводчика, провод от жгута подключаем к выходу на двигатель доводчика.
Назначение всех выводов колодки доводчика:
Аналогично этой цепи подключаем три оставшиеся:
*синий провод от штеккера -> 9 вывод доводчика (команда на поднимание стекла водительской двери)
*синий провод жгута -> 8 вывод доводчика (на двигатель водительской двери, поднимание)
*зеленый провод от штеккера -> 15 вывод доводчика (команда на опускание стекла пассажирской двери)
*зеленый провод жгута -> 4 вывод доводчика (на двигатель пассажирской двери, опускание)
*оранжевый провод от штеккера -> 13 вывод доводчика (команда на поднимание стекла пассажирской двери)
*оранжевый провод жгута -> 2 вывод доводчика (на двигатель пассажирской двери, поднимание)

5. Теперь один из самых важных моментов - коммутация команды от сигналки на закрытие стекол при постановке на охрану.
Некоторое "особо одаренные" установщики берут этот сигнал с плафона освещения. Не буду здесь обсуждать этот пример технического кретинизма, скажу только, что мы это решение не будем использовать.
Значит надо найти какой-нибудь провод, на котором при снятии с охраны один уровень сигнала, при постановке на охрану - другой. Такой провод есть и как раз там, где нужно, в водительской двери. Вот фрагмент электрических соединений водительской двери:


На схеме показан активатор водительской двери с концевым выключателем. Когда машина снята с охраны, контакт, с которого идет коричневый провод, замкнут на "массу", независимо, закрыта водительская дверь или нет. Ставим машину на охрану. Контакт размыкается и коричневый провод остается "висеть в воздухе". Если доводчик корректно работает с такой последовательностью уровней сигнала, берем сигнал с этого провода. Чтобы перестраховаться, чтобы доводчик не вносил свой "вклад" в работу штатной сигналки, лучше цепь "развязать" диодом:

Но, в моем случае доводчик не смог работать с такими уровнями сигнала. В инструкции по установке написано, что в этом случае надо "усилить" сигнал с помощью реле. Можно конечно, но я считаю такой метод неоптимальным. Гораздо лучше собрать простейшую схему на одном транзисторе и двух резисторов. Хотя приведу схему и с использованием реле.
У данного доводчика есть еще функция блокировки кнопок при выключенном зажигании. Если ее реализовывать, то придется протянуть дополнительный провод от замка зажигания, вернее от любой ближайшей цепи, где появляется напряжение при включении питания. Этот провод подключается к 14 контакту колодки доводчика. Но я эту функцию не стал реализовывать, объединив этот вход со входом управления с сигналки (12 контакт колодки доводчика). Для управления использовал простейшую схему:





Когда машина не стоит на охране, на коричневом проводе "масса". Транзистор открыт и на вход управления блока доводчика поступает сигнал равный напряжению питания. В этом режиме можно управлять кнопками.
При постановке на охрану коричневый провод "повисает в воздухе". Через резистор 330 Ом на базу транзистора идет ток, закрывающий транзистор, на входе доводчика ноль. Чтобы через резисторы не проходил ток на блок управления "Норма", в разрыв коричневого провода ставим диод.
Диод - любой, токи через транзистор выбраны достаточно большими для четкого срабатывания и защиты от помех, поэтому и транзистор применяется средней мощности. В схеме пойдет любой аналог. Кроме того, чтобы не мудрить с еще одним транзистором, надо на плате доводчика убрать резистор, который стоит между входом с сигналки и питанием, чтобы на входе был ноль при отсутствии сигнала.
Если не хочется заморачиваться с транзисторным ключем, можно сделать на автомобильном малогабаритном реле. В этом случае схема подключения будет выглядеть так:


В скобках показаны номера выводов реле.

И еще один момент: чтобы доводчик работал корректно, надо чтобы на него всегда поступало питание. Для этого вместо реле в монтажном блоке ставим перемычку
Нажмите на изображение для увеличения Название: peremychka.jpg Просмотров: 1161 Размер: 171.0 Кб ID: 1033