Наиболее вероятными причинами отказа свечей зажигания является загрязнение их продуктами неполного сгорания или увеличение искрового зазора из-за износа электродов. Причем решающее влияние на работоспособность свечей оказывает техническое состояние двигателя.
Если свечи зажигания систематически покрываются нагаром, следует найти и устранить причину загрязнения (табл. 2).
Очистить свечи зажигания можно с помощью растворителей и щетки (не металлической). На станциях технического обслуживания свечи очищают на специальных пескоструйных аппаратах.
Таблица 2. Определение состояния двигателя по виду свечей зажигания
Если свечи зажигания систематически покрываются нагаром, следует найти и устранить причину загрязнения (табл. 2).
Очистить свечи зажигания можно с помощью растворителей и щетки (не металлической). На станциях технического обслуживания свечи очищают на специальных пескоструйных аппаратах.
Таблица 2. Определение состояния двигателя по виду свечей зажигания
Вид загрязнений свечи | Возможная причина | Сопутствующий признак | Способ устранения |
Тонкий слой светло-серого или светло-коричневого налета (рис. 3) | Двигатель находится в исправном состоянии. Свеча соответствует двигателю по калильному числу. | Расход топлива, моторного масла и токсичность ОГ соответствуют норме. | Очистить свечи от налета и при необходимости отрегулировать искровой зазор. |
Матовая черная копоть (рис. 4) | Неправильная регулировка карбюратора или угла опережения зажигания. | Повышенный расход топлива, снижение мощности двигателя, неустойчивая работа на холостом ходу, затруднен пуск. | Отрегулировать карбюратор или зажигание. |
Низкая компрессия из-за негерметичности клапанов или износа цилиндро-поршневой группы. | Отремонтировать двигатель. | ||
Загрязнение воздушного фильтра. | Заменить фильтр. | ||
Неправильная установка искрового зазора. | Отрегулировать искровой зазор. | ||
Трещина в изоляторе. | Заменить свечу. | ||
Калильное число свечи больше необходимого для данного двигателя. | Заменить свечу. | ||
Блестящий черный маслянистый нагар (рис. 5) | Попадание масла в камеру сгорания. | Повышенный расход масла, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, затруднен пуск. | Заменить маслосъемные колпачки клапанов или кольца поршней. |
Толстый слой рыхлых отложений (рис. 6) | Низкое качество бензина или масла. | Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. | Заменить топливо или моторное масло. Промыть систему смазки. |
Отложения красного цвета (рис. 7) | Превышение допустимых норм концентрации металлосодержащих присадок в бензине. | Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. | Заменить топливо. |
Оплавление, выгорание электродов (рис. 8), трещины на тепловом конусе изолятора или его разрушение (рис. 9) | Калильное число свечи меньше необходимого для данного двигателя. | Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. | Заменить свечу. |
Неисправность системы охлаждения. | Перегрев двигателя. | Найти и устранить неисправность системы охлаждения. | |
Слишком большой угол опережения зажигания. | Детонация в цилиндрах (характерный металлический стук). | Отрегулировать угол опережения зажигания. | |
Применение низкооктанового топлива. | Заменить топливо. |