Немного о термостате

Термостат - очень важный элемент жидкостной системы охлаждения двигателя. Термостат по сути является регулирующим клапаном, поддерживающим постоянную температуру охлаждающей жидкости.
термостат двигателя 3S-FE

 Рассмотрим контур охлаждения на примере двигателя 3S-FE.

 
При холодном двигателе термостат полностью закрыт и движение охлаждающей жидкости через основной радиатор невозможно. После запуска двигателя температура постепенно начинает расти. Помпа нагнетает ОЖ в рубашку двигателя, а на выходе из двигателя поток разогретой ОЖ разделяется на два - часть идет к радиатору отопителя салона и блоку дроссельной заслонки, а часть по байпасной линии возвращается на всас помпы, омывая термостат. Частично охлажденная жидкость после радиатора отопителя по отдельной трубке также возвращается на всас помпы. Так продолжается до тех пор, пока температура ОЖ, омывающая термостат, не достигнет температуры открытия термостата.
Термостат начинает приоткрываться, и часть разогретой жидкости с выхода рубашки двигателя пойдет через основной радиатор, активно охлаждаясь. В какой-то момент времени система достигнет точки равновесия, когда температура ОЖ перестанет подниматься, а термостат будет открыт на определенную величину. Если нагрузка на двигатель возрастает, то температура вновь начинает расти, и термостат открывается еще больше. При переменных нагрузках термостат постоянно то приоткрывается, то закрывается, поддерживая температуру в оптимальных пределах. 

Температура, при которой термостат начинает открываться обычно указана на его корпусе.
Для этого термостата - это 82 градуса по Цельсию.

Давайте посмотрим на анимацию работы термостата:

Кабель, который вы видите - это кабель датчика температуры, закрепленный на цилиндре.
Рабочим телом термостата является воск, плавясь, он расширяется (в отличие от льда) и производит давление на шток, открывая термостат. Температура самого воска будет постоянной до тех пор, пока он полностью не перейдет в жидкое состояние.

Неисправности термостатов 
 Термостат, конечно, подвержен неисправностям. Это может быть заклинивание в каком-либо положении, неполное открытие или закрытие. В основном это происходит из-за коррозии и отложений.

1. Например, термостат не полностью закрывается
В данном случае это будет проявляться в том, что двигатель будет слишком долго прогреваться, выходя на рабочую температуру, особенно зимой. Обнаружить такую неисправность несложно, для этого надо запустить холодный двигатель и во время прогрева периодически ощупывать трубку, выходящую из основного радиатора. Если она будет нагреваться задолго до того, как двигатель прогреется, значит термостат не полностью закрыт и часть жидкости идет через радиатор.

2. Термостат не полностью открывается
В этом случае двигатель будет нормально прогреваться до рабочей температуры и держать ее до какого-то момента, однако с возрастанием нагрузки она начнет резко увеличиваться.

3. Термостат заклинило в закрытом положении
Двигатель будет быстро прогреваться, однако температура при малейшей нагрузке или даже на холостом ходу увеличиться выше нормальной. Понять такую неисправность можно снова пощупав трубку, выходящую из радиатора - если она остается холодной - термостат закрыт.

4. Термостат заклинило в открытом положении
Двигатель очень долго прогревается  и температура не достигает нормальной. Проверяется так же, как и  случае неисправности №1.


Проверка снятого термостата 

Чтобы проверить снятый термостат, его необходимо сварить в кастрюле с водой, измеряя температуру.
Открытие должно происходить при температуре +-2 градуса, от указанной на корпусе. Затем нужно проверить величину открытия, для термостата двигателя 3S-FE величина открытия должна быть 8мм или более, при температура 95 градусов. Ну и, естественно, термостат должен быть полностью закрыт при комнатной температуре.

При любых неполадках с термостатом не откладывайте на потом, а сразу заменяйте его, деталь недорогая, но при правильной работе продлит срок службы двигателя.