Устройство системы питания дизеля

Система питания дизелей предназначена для размещения возимого запаса топлива, очистки и подачи его в цилиндры в количестве, соответствующем скоростному и нагрузочному режимам работы двигателя. Она обеспечивает также очистку от пыли воздуха, подводит его в цилиндры дизеля и отводит отработавшие газы наружу-

Система питания двигателя ЯМЭ-236 включает (рис. 29) топливный бак 6, фильтр 5 грубой очистки топлива, топливоподкачи-вающий насос 7, насос ручной подкачки, фильтр 1 тонкой очистки топлива, топливный насос высокого давления 3, форсунки 4, трубопроводы высокого и низкого давления, воздухоочиститель 2, впускной трубопровод подвода воздуха, выпускные трубопроводы отработавших газов, глушитель.

Управление работой двигателя из кабины водителя осуществляется с помощью привода управления подачей топлива.

Система питания топливом двигателя ЯМЭ-238 работает в основном аналогично системе питания топливом двигателя ЯМЭ-236. Отличия имеются только в устройстве отдельных агрегатов в связи с наличием на двигателе восьми цилиндров (ЯМЭ-238).

Топливный бак предназначен для хранения запаса топлива на автомобиле. Он изготовлен из листовой стали и прикреплен хомутами к кронштейнам рамы с правой стороны автомобиля; Вместимость бака 200 л. Внутри он имеет перегородки, которые повышают жесткость бака и уменьшают колебания топлива во время движения автомобиля. Бак имеет выдвижную заливную горловину с фильтрующей сеткой и герметичной пробкой. Пробка бака имеет двойной клапан для впуска и выпуска воздуха. В баке устанавливаются фильтр грубой очистки топлива и датчик указателя уровня топлива. В нижней части бака выполнено сливное отверстие, закрываемое пробкой. На автомобиле МАЗ-500А фильтр грубой очистки топлива вынесен из бака.

На автомобиле КрАЗ-257 установлены два топливных бака цилиндрической формы вместимостью по 165 л каждый. Баки крепятся справа и слева от рамы автомобиля на кронштейнах специальными хомутами.

В центральной части каждого бака установлены различные по конструкции топливозаборники. Топливозаборник правого бака объединен в один узел с топливораспределительным краном. Рукоятка крана имеет три положения, обозначенные буквами Л, П и 3, выбитыми на корпусе крана: Л — подключен левый бак; П — подключен правый бак, 3 — кран закрыт (оба бака Отключены).

Датчики указателя уровня топлива имеются в обоих баках. Фильтр грубой очистки топлива (рис. 30, а) предназначен для предварительной очистки топлива от механических примесей. Он установлен у топливного бака, состоит из корпуса 3, крышки 5 и фильтрующего элемента 2. Корпус и крышка соединяются болтами, уплотнение между ними обеспечивается резиновой прокладкой 4. На корпусе имеется сливная пробка /. Отверстие в крышке, закрываемое пробкой 6, служит для заполнения фильтра топливом после смены фильтрующего элемента.

Фильтрующий элемент состоит из металлического сетчатого каркаса, на который навит ворсистый хлопковый шнур. Правильная установка фильтрующего элемента в корпусе обеспечивается приваренной в центре днища корпуса розеткой, которая входит внутрь сетчатого каркаса элемента.

При работе фильтра топливо поступает через входной канал в пространство между корпусом и фильтрующим элементом.
Проходя через фильтрующий элемент, топливо очищается и поступает в его внутреннюю полость и далее через центральное отверстие в крышке и выходной канал — в топливопровод, идущий к топливоподкачивающему насосу.

В процессе эксплуатации при обслуживании автомобиля фильтрующий элемент заменяется, так как его фильтрующие свойства промывкой не восстанавливаются.

Фильтр тонкой очистки топлива (рис. 30, б) предназначен для очистки топлива от мелких механических частиц, не задержанных фильтром грубой очистки. Он установлен на двигателе между топливоподкачивающим насосом и насосом высокого давления. Фильтр состоит из корпуса 6 с приваренным к нему стержнем 7, крышки 8 и фильтрующего элемента 5. Крышка и корпус уплотнены прокладкой и соединены болтом 9, под головку которого установлена уплотнительная прокладка. Снизу в стержень ввернута сливная пробка 1, под которую устанавливается уплотнительная прокладка 2. В крышке фильтра выполнены подводящий и отводящий каналы.

Сменный фильтрующий элемент выполнен в виде каркаса с большим числом отверстий. Каркас обмотан тканью, поверх которой располагается слой фильтрующей массы, пропитанной специальным связывающим веществом. Поверхность этой массы обмотана слоем марлевой ленты. Фильтрующий элемент поджимается к крышке с помощью пружины 3.

Топливо проходит через входной канал в пространство между корпусом и фильтрующим элементом и, просачиваясь через фильтрующую массу, попадает во внутреннюю его полость. Механические частицы задерживаются фильтрующим элементом, а очищенное топливо из внутренней полости поступает к насосу высокого давления, проходя через выходное отверстие в крышке фильтра.

Топливоподкачивающий насос (рис. 31) поршневого типа, предназначен для подачи топлива из топливного бака к насосу высокого давления.

Топливоподкачивающий насос приводится в действие эксцентриком 1 вала топливного насоса высокого давления. Насос состоит из корпуса 8, который крепится к корпусу топливного насоса высокого давления тремя шпильками, ролика 2, толкателя 3 с пружиной 4, всасывающего 9 и нагнетательного 11 клапанов.

Насос ручной подкачки служит для удаления воздуха из нагнетающей магистрали и заполнения ее топливом после технического обслуживания топливной аппаратуры. Насос поршневого типа.Он установлен в корпусе топливоподкачивающего насоса и приводится в действие с помощью рукоятки, для чего необходимо отвернуть рукоятку с резьбы горловины цилиндра ручного насоса и привести в действие поршень 10, последовательно вытягивая рукоятку вверх и опуская вниз до упора. По окончании ручной подкачки рукоятку навернуть в исходное положение.

Топливный насос высокого давления (рис. 32) служит для подачи под высоким давлением топлива через форсунки в цилиндры двигателя в определенные моменты и в соответствии с режимом его работы в строго дозированном количестве, в зависимости от нагрузки двигателя.

На двигателях ЯМЗ установлен топливный насос плунжерного типа. Он закреплен между рядами цилиндров и приводится в действие от шестерни распределительного вала. Вместе с насосом высокого давления в одном агрегате объединены регулятор 11 частоты вращения, крепящийся к задней части корпуса насоса, и автоматическая муфта 6 изменения угла начала подачи топлива, которая крепится на переднем конце кулачкового вала 7 насоса. К корпусу насоса высокого давления укреплен топливоподкачивающий насос 9 с насосом ручной подкачки 10.

Корпус 2 насоса отлит из алюминиевого сплава. В вертикальные отверстия утолщенной части корпуса установлены насосные секции 1 — по одной на каждый цилиндр.

Корпус насоса имеет две полости: в нижней помещается кулачковый вал, а в верхней — детали насосных секций. В верхней части корпуса просверлены три сквозных канала — два топливных и один для зубчатой рейки. Топливный канал 23 служит для подвода топлива; с ним соединены впускные отверстия всех гильз, и отсечный канал, соединенный с выпускными отверстиями гильз. Оба канала соединены двумя поперечными сверлениями.