При контрольном осмотре перед выходом из парка убедиться в отсутствии подтекания масла, проверить уровень масла в картере двигателя.
Уровень масла в двигателях проверять не раньше, чем через пять минут после остановки двигателя, установив автомобиль на ровной горизонтальной площадке. Уровень контролируется по меткам маслоизмерительного стержня, для чего стержень необходимо вынуть из трубки, протереть ветошью и, вставив в трубку (на двигателях ЯМЗ не ввертывая в резьбовую часть), вторично вынуть. Если уровень находится близко к метке Н, долить свежее масло до метки В.
После длительной стоянки автомобиля в картер дополнительно стекает из агрегатов двигателя некоторое количество масла, поэтому его уровень до пуска двигателя может несколько превысить метку «Полно» и находиться в пределах прямоугольной метки при заправленной до нормы системе смазки.
При ежедневном техническом обслуживании убедиться в отсутствии подтекания масла, проверить уровень масла в системе смазки. Если необходимо, долить масло до нормы. Подтекание масла устранить.
При техническом обслуживании Ml у двигателей ЯМЗ промыть центробежный фильтр тонкой очистки масла, дополнительно через одно-два ТО-1 (через 100—150 ч работы двигателя) необзю-димо промыть фильтр грубой очистки масла.
Для промывки центробежного фильтра тонкой очистки (см. рис. 26) необходимо:
отвернуть гайку 3 крепления кожуха и снять кожух 2\ отвернуть гайку крепления ротора, снять упорную шайбу и ротор в сборе (на двигателях выпуска до 1970 г. гайка крепления ротора отсутствовала, упорная шайба крепилась чекой);
разобрать ротор, отвернув гайку ротора, снять шайбу и колпак 6 ротора;
удалить деревянной лопаткой осадок с колпака и ротора, тщательно промыть их в дизельном топливе щетками и ветошью. После промывки детали фильтра продуть сжатым воздухом и протереть насухо чистой салфеткой;
собрать фильтр в последовательности, обратной разборке. Для промывки фильтра грубой очистки следует вывернуть сливную пробку и слить масло из фильтра в подставленную тару, после чего пробку завернуть. Отвернуть болт колпака фильтра и снять колпак, верхнюю крышку и фильтрующийэлемент. Поместить не менее чем на 3 ч фильтрующий элемент в ванну с растворителем (с бензином или четыреххлористым углеродом, при (том необходимо учитывать, что четыреххлористый углерод ядо-пит и при обращении с ним следует соблюдать осторожность), после чего промыть фильтрующий элемент в ванне с растворителем волосяной щеткой. Перед сборкой фильтра все детали промываются п чистом растворителе и затем продуваются сжатым воздухом.
Необходимо также проверить чистоту деталей перепускного клапана и сигнализатора; при наличии осадка детали промыть в бензине.
Загрязненность масла простейшим способом можно определить по цвету. Если на маслоизмерительном стержне сквозь масляную пленку видны деления, масло не загрязнено и замене не подлежит. Более точным и достаточно простым способом определения качества масла работающего двигателя является капельная проба. На листок белой фильтровальной бумаги наносят каплю масла из картера двигателя. От капли масла, работавшего в двигателе, образуется пятно с темным ядром в центре и светлым пояском по краям. В зависимости от количества нерастворимых загрязнений меняется цвет ядра от серого или коричневого до черного, а от наличия в масле растворимых продуктов окисления меняется цвет масляного пояска от лимонного до коричневого. Коричневый и темно-коричневый цвета пояска и черный цвет ядра указывают на то, что масло непригодно для дальнейшего использования и требует замены.
Для смены масла необходимо: прогреть двигатель; слить отработавшее масло из поддона; слить отстой масла из корпусов фильтров грубой и тонкой очистки и промыть их; залить в поддон картера необходимое количество свежего масла и пустить двигатель на 3—4 мин, чтобы заполнить систему смазки маслом; остановить двигатель и через 4—5 мни долить масло до положенного уровня.
При техническом обслуживании №2 в двигателе промыть мае ляные фильтры тонкой и грубой очистки, заменить масло. Промерить состояние масляных радиаторов, при необходимости прочистить их и устранить подтекание масла.
У двигателя ЗМЗ-66 через одно ТО-2 очистить и промыть фильтр вентиляции картера. Для очистки фильтра необходимо: снять пробку наливного патрубка, отвернуть винт внутри патрубка и снять фильтр с двигателя;
снять крышку с фильтрующим элементом, промыть элемент в дизельном топливе или керосине, дать стечь топливу, после чего пропитать его в масле;
промыть корпус керосином и наполнить маслом до указанного уровня, собрать и установить на двигатель.
При сезонном техническом обслуживании включить (отключить) масляные радиаторы, сменить масло в двигателе, залив в систему масло, соответствующее сезону эксплуатации.
Уровень масла в двигателях проверять не раньше, чем через пять минут после остановки двигателя, установив автомобиль на ровной горизонтальной площадке. Уровень контролируется по меткам маслоизмерительного стержня, для чего стержень необходимо вынуть из трубки, протереть ветошью и, вставив в трубку (на двигателях ЯМЗ не ввертывая в резьбовую часть), вторично вынуть. Если уровень находится близко к метке Н, долить свежее масло до метки В.
После длительной стоянки автомобиля в картер дополнительно стекает из агрегатов двигателя некоторое количество масла, поэтому его уровень до пуска двигателя может несколько превысить метку «Полно» и находиться в пределах прямоугольной метки при заправленной до нормы системе смазки.
При ежедневном техническом обслуживании убедиться в отсутствии подтекания масла, проверить уровень масла в системе смазки. Если необходимо, долить масло до нормы. Подтекание масла устранить.
При техническом обслуживании Ml у двигателей ЯМЗ промыть центробежный фильтр тонкой очистки масла, дополнительно через одно-два ТО-1 (через 100—150 ч работы двигателя) необзю-димо промыть фильтр грубой очистки масла.
Для промывки центробежного фильтра тонкой очистки (см. рис. 26) необходимо:
отвернуть гайку 3 крепления кожуха и снять кожух 2\ отвернуть гайку крепления ротора, снять упорную шайбу и ротор в сборе (на двигателях выпуска до 1970 г. гайка крепления ротора отсутствовала, упорная шайба крепилась чекой);
разобрать ротор, отвернув гайку ротора, снять шайбу и колпак 6 ротора;
удалить деревянной лопаткой осадок с колпака и ротора, тщательно промыть их в дизельном топливе щетками и ветошью. После промывки детали фильтра продуть сжатым воздухом и протереть насухо чистой салфеткой;
собрать фильтр в последовательности, обратной разборке. Для промывки фильтра грубой очистки следует вывернуть сливную пробку и слить масло из фильтра в подставленную тару, после чего пробку завернуть. Отвернуть болт колпака фильтра и снять колпак, верхнюю крышку и фильтрующийэлемент. Поместить не менее чем на 3 ч фильтрующий элемент в ванну с растворителем (с бензином или четыреххлористым углеродом, при (том необходимо учитывать, что четыреххлористый углерод ядо-пит и при обращении с ним следует соблюдать осторожность), после чего промыть фильтрующий элемент в ванне с растворителем волосяной щеткой. Перед сборкой фильтра все детали промываются п чистом растворителе и затем продуваются сжатым воздухом.
Необходимо также проверить чистоту деталей перепускного клапана и сигнализатора; при наличии осадка детали промыть в бензине.
Загрязненность масла простейшим способом можно определить по цвету. Если на маслоизмерительном стержне сквозь масляную пленку видны деления, масло не загрязнено и замене не подлежит. Более точным и достаточно простым способом определения качества масла работающего двигателя является капельная проба. На листок белой фильтровальной бумаги наносят каплю масла из картера двигателя. От капли масла, работавшего в двигателе, образуется пятно с темным ядром в центре и светлым пояском по краям. В зависимости от количества нерастворимых загрязнений меняется цвет ядра от серого или коричневого до черного, а от наличия в масле растворимых продуктов окисления меняется цвет масляного пояска от лимонного до коричневого. Коричневый и темно-коричневый цвета пояска и черный цвет ядра указывают на то, что масло непригодно для дальнейшего использования и требует замены.
Для смены масла необходимо: прогреть двигатель; слить отработавшее масло из поддона; слить отстой масла из корпусов фильтров грубой и тонкой очистки и промыть их; залить в поддон картера необходимое количество свежего масла и пустить двигатель на 3—4 мин, чтобы заполнить систему смазки маслом; остановить двигатель и через 4—5 мни долить масло до положенного уровня.
При техническом обслуживании №2 в двигателе промыть мае ляные фильтры тонкой и грубой очистки, заменить масло. Промерить состояние масляных радиаторов, при необходимости прочистить их и устранить подтекание масла.
У двигателя ЗМЗ-66 через одно ТО-2 очистить и промыть фильтр вентиляции картера. Для очистки фильтра необходимо: снять пробку наливного патрубка, отвернуть винт внутри патрубка и снять фильтр с двигателя;
снять крышку с фильтрующим элементом, промыть элемент в дизельном топливе или керосине, дать стечь топливу, после чего пропитать его в масле;
промыть корпус керосином и наполнить маслом до указанного уровня, собрать и установить на двигатель.
При сезонном техническом обслуживании включить (отключить) масляные радиаторы, сменить масло в двигателе, залив в систему масло, соответствующее сезону эксплуатации.